ОБЩИЕ ПРАВИЛА В СООТВЕТСТВИИ СО СТ.19 ЗАКОНА № 44-ФЗ
МЕХАНИЗМЫ НОРМИРОВАНИЯ ПО 44-ФЗ. НОРМАТИВНЫЕ ЗАТРАТЫ
Под нормированием в сфере закупок мы рассматриваем два механизма:
1. Установление нормативных затрат на осуществление функций;
2. Установление требований к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельной цене товаров, работ, услуг)
Распространение данных механизмов рассмотрим в таблице:
Механизм
На кого распространяется
Нормативные затраты на обеспечение функций
Государственные органы
Муниципальные органы
Органы управления государственными внебюджетными фондами
Казенные учреждения
Требования к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельной цене товаров, работ, услуг)
Бюджетные учреждения
Государственные органы
Муниципальные органы
Органы управления государственными внебюджетными фондами
Казенные учреждения
Механизм нормативных затрат не распространяется на бюджетные учреждения. Каким образом, тогда данные учреждения должны обосновывать объекты закупок при подготовке Плана?
За основу обоснования закупок бюджетные учреждения могут взять нормативные затраты на основе которых определяется финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг. Данные нормативные затраты применяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания начиная с государственного (муниципального) задания на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 гг.
При этом данные затраты не могут превышать нормативные затраты, определенные для их учредителя и его подведомственных казенных учреждений.
Напрямую данного запрета в нормативных актах нет, но если разобрать ситуацию подробно, то получаем следующее. Второй механизм нормирования - механизм требований к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельной цене ТРУ) распространяется и на бюджетные учреждения, но применять его заказчики начнут при подготовке Плана-графика, в том числе при расчете НМЦК, которая в свою очередь не должна превышать указанные предельные цены. А предельные цены не могут превышать установленные нормативные затраты для данного ГРБС и его подведомственных учреждений. То есть существует прямая зависимость предельных цен в механизме требований к товарам, работам, услугам к нормативным затратам первого механизма нормирования.
Механизм нормативных затрат.
Рассмотрим первый механизм нормирования - «механизм нормативных затрат».
Регулирование определения нормативных затрат (как нормативное регулирование планирования, контроля в сфере закупок) представляет каскадный принцип установления правил, суть которого сводится к тому, что вышестоящие инстанции устанавливают общие правила и могут задавать некоторые пределы по характеристикам и ценам закупаемой продукции, а нижестоящие инстанции уточняют их и доводят до конкретных учреждений и других заказчиков.
В виде таблицы — это можно продемонстрировать следующим образом:
Другими словами, именно на третьем уровне Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы на основании правил нормирования утверждают сами требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений (ч. 5 ст. 19 Закона № 44-ФЗ )
А теперь, подробно о каждом уровне нормативного регулирования нормирования в сфере закупок. В соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на обеспечение функций ПП РФ № 1047 от 13.10.2014 г. (далее ПП РФ № 1047) «отнормирована» должна быть вся бюджетная смета по видам затрат бюджетной классификации:
Каждый ГРБС разрабатывает нормативы цены и количества для себя и подведомственных казенных учреждений.
Например, федеральные заказчики учитывают нормативы цены и количества:
- принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и другой оргтехники;
- средств подвижной связи;
- планшетных компьютеров;
- носителей информации;
- потребления расходных материалов для различных типов принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и другой оргтехники;
- рабочих станций;
- транспортных средств;
- мебели;
- канцтоваров;
- материальных запасов для нужд гражданской обороны;
- других товаров и услуг.
Также к примеру федеральные заказчики утверждают нормативы цен на услуги связи, количества SIM-карт для телефонов и планшетных компьютеров, количества абонентских номеров сотовой связи, количества и цены ноутбуков и перечни периодических печатных изданий и справочной литературы. Нормативы перечислены в пункте 5 Правил из постановления № 1084.
Внимание. Нормативы цены определяйте по методам расчета НМЦК согласно статье 22 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в пункте 23 Общих правил из постановления № 1047.
Для примера – министерство РБ и муниципальная администрация утвердили нормативы на закупку:
Для федеральных и региональных государственных органов, муниципальных органов, которые не относятся к сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны, применяйте формулу:
Для федеральных и региональных государственных органов, муниципальных органов, которые работают в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны, применяйте формулу:
Высшие органы исполнительной власти региона или местная администрация вправе установить другие формулы.
Пример. Учет остатков основных средств
Казенное учреждение планирует закупить столы для специалистов в 2019 году. В штате учреждения – 200 специалистов, на балансе – 185 столов. 10 столов учреждение планирует списать в следующем году. По нормативу каждому сотруднику положен один стол. Предельная цена за штуку – 8000 руб.
Потребность в столах для специалистов рассчитали по формуле:
Потребность = Количество столов, которые необходимы – Остаток столов на начало года + Количество столов, которые спишут
В 2019 году заказчик вправе купить 25 столов: 200 – 185 + 10. Общая стоимость покупки не должна превышать 200 000 руб.: 25 шт. × 8000 руб.
ВТОРОЙ МЕХАНИЗМ НОРМИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ТОВАРОВ РАБОТ УСЛУГ
Вторым механизмом нормирования является установление требований к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельной цене товаров, работ, услуг). Данный механизм в отличие от первого распространяется на все государственные муниципальные учреждения:
· Бюджетные учреждения
· Государственные органы
· Муниципальные органы
· Органы управления государственными внебюджетными фондами
· Казенные учреждения
Механизм установления требований к продукции дает заказчикам ориентиры и ограничения в части того, какую продукцию покупать и сколько она может стоить.
При рассмотрении нормирования в части определения нормативных затрат (первый механизм нормирования) мы говорили о том, что регулирование определения нормирования представляет каскадный принцип. Так, уровни нормативного регулирования в части определения требований к продукции (в том числе предельным ценам) также представляют каскадный принцип.
Каскадный принцип можно продемонстрировать на таком примере.
Первый уровень: Правительством РФ в постановлении № 926 предусмотрено, что органами власти (органами местного самоуправления) высшего уровня должны быть разработаны правила определения требований к закупаемой продукции, включающие в себя:
1) обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг (нормируемая продукция) с их предельными значениями и характеристиками (либо с обязанностями установить эти значения и характеристики уровнем ниже);
2) порядок формирования и ведения ведомственных перечней нормируемой продукции;
3) порядок применения критериев отбора продукции для ведомственных перечней.
Второй уровень
Пример 1. Правительством РФ в постановлении № 927 для федеральных госорганов (их территориальных органов, казенных и бюджетных учреждений) предусмотрено, что федеральные госорганы должны разработать ведомственные перечни по определенному формату и что в эти перечни должна входить конкретная продукция, а именно компьютеры, принтеры, автомобили, мебель и т.д. (обязательный перечень). Причем, например, автомобили могут закупаться не мощнее 200 лошадиных сил, а сотовые телефоны для категории служащих «специалисты» не дороже 5 тыс. рублей.
Пример 2. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ издается постановление, в котором определяется перечень продукции, подлежащей обязательному нормированию региональными органами власти для них самих и подведомственных им казенных и бюджетных учреждений, при этом может быть оговорено (а может и не быть), что автомобили следует покупать не дороже 1,5 млн рублей, а сотовые телефоны не дороже 4 тыс. рублей.
Пример 3. Администрация муниципального образования издает постановление, в котором определяет, что в ведомственные перечни нормируемой продукции обязательно должны войти автомобили, мебель, форменная одежда и канцелярия, при этом автомобили следует приобретать не дороже 2 млн рублей, мебель следует приобретать только из ЛДСП или мягкой хвойной древесины, а приобретаемые принтеры не могут стоить дороже 10 тыс. рублей.
Третий уровень
Пример 1. Федеральное министерство (агентство или служба), например, на основании постановления № 927 утверждает ведомственный перечень, указав в нем как обязательные позиции перечня (компьютеры, принтеры, автомобили, мебель и т.д.), так и добавив свои собственные позиции, нормируя, например, характеристики и стоимость форменной одежды (состав ткани — шерсть не менее 50%, стоимость костюмной пары — не более 15 тыс. рублей).
Пример 2. Областной департамент здравоохранения на основании постановления областной администрации утверждает свой собственный ведомственный перечень нормируемых товаров, работ, услуг для себя и для подведомственных учреждений здравоохранения, при этом просто повторяет позиции обязательных нормируемых товаров, работ, услуг либо добавляет к нему что-то, например, нормирование одежды для медицинского персонала.
Пример 3. Муниципальное управление капитального строительства на основании постановления местной администрации утверждает свой собственный ведомственный перечень нормируемых товаров, работ, услуг для себя и для подведомственных учреждений, при этом повторяет позиции обязательных нормируемых товаров, работ, услуг либо добавляет к нему что-то, например, нормирование писчей бумаги.
При этом ведомственные перечни (третий уровень) должны позволять обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не должны приводить к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или относятся к предметам роскоши.
Что такое избыточные свойства?
Это функциональные, эргономические, эстетические, технологические, экологические свойства, свойства надежности и безопасности, значения которых не обусловлены их пригодностью для эксплуатации и потребления в целях оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Как определить, какая продукция должна быть добавлена в ведомственный перечень помимо продукции, предусмотренной обязательным перечнем?
Пунктом 11 Общих правил № 926 установлено, что обязательными критериями отбора отдельных видов товаров, работ, услуг, применяемыми при формировании ведомственного перечня, одновременно являются:
а) доля расходов на закупку определенной продукции в общем объеме закупок (далее - доля расходов);
б) доля контрактов на закупку определенной продукции в общем количестве контрактов (далее - доля контрактов).
По всей вероятности, период, за который такие доли определяются, назначает орган, разрабатывающий ведомственный перечень. На федеральном уровне в Федеральных правилах № 927 предусмотрен такой механизм на этот счет: период для расчета - отчетный финансовый год, отдельные виды товаров, работ, услуг, не включенные в обязательный перечень, подлежат включению в ведомственный перечень при условии, если средняя арифметическая сумма доли расходов и доли контрактов превышает 20 процентов. Например, за отчетный год по продуктам питания доля расходов составляет 20%, а доля контрактов - 26%, значит, среднее арифметическое - 23%, следовательно, продукты питания должны попасть в ведомственный перечень нормируемой продукции. В то же время, например, доля расходов на форменную одежду составляет 35%, а доля контрактов - 1%, среднее арифметическое -18%, значит, форменная одежда не попадает в ведомственный перечень.
При подсчете доли расходов и доли контрактов по ведомству берутся как расходы и контракты самого ведомства, так и его территориальных подразделений, а также подведомственных ему учреждений.
Таким образом, для контрактного управляющего, сотрудника контрактной службы учреждения или органа власти важны именно документы, выпущенные на последнем, третьем уровне. Например, если в ведомственном перечне указано, что предельная цена автомобиля 1,5 млн рублей, то даже запланировать приобретение автомобиля с ценой 2 млн рублей нельзя. Именно там приводится конкретика по предельным ценам, характеристикам и объемам закупаемой продукции. Собственно, уровни 1 и 2 схемы требуются только для того, чтобы разработать сами правила нормирования.
Вся информация, указанная на схеме (правила нормирования, требования к отдельным товарам, работам, услугам, предельные цены на них), размещается в ЕИС.
Еще раз подчеркнем, что требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены) устанавливаются для заказчиков любого вида, в отличие от нормативных затрат на обеспечение функций, которые устанавливаются для государственных органов, органов управления внебюджетными фондами, муниципальных органов и казенных учреждений.
Органы власти самостоятельно утверждают, как нормативные затраты на обеспечение функций, так и требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг. При этом между собой органы, «находящиеся в параллели», никак не связаны, поэтому даже на одном уровне власти правила нормирования могу различаться даже в случаях, когда обязательными перечнями введены пределы по цене и характеристикам.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Контакты
Адрес: г. Улан-Удэ, ул. Боевая, 6/3, 102, Офис-центр «На Боевой»
E-mail: kt@consult-uu.ru
Телефон: +7 (996) 350-69-85; +7 (924) 553-78-77
Часы работы: с 9-00 до 17-00 (сб, вс - выходной)